Кладбищенские приметы – суеверие или правда?

Бюро ритуальных услуг » Полезная информация » Кладбищенские приметы – суеверие или правда?

Издревле наши предки старались понять ход вещей и найти логику событий во многих бытовых проявлениях. Особенно уделялось внимание загробному миру, т.к. человеку было сложно смириться, что с кончиной заканчивается все. Поэтому страх умереть раньше времени превращался в определенные суеверные действия, которые должны были продолжить жизнь и оградить живущих от негативных последствий.

И сейчас, несмотря на ошеломляющие информационные технологии, сохранилось до сих пор много обычаев, традиций, ритуалов, связанных с похоронами, с кладбищами. Некоторые относятся к таким суевериям с мистическим почитанием, другие - абсолютно на них не реагируют. Тем более когда в кино, в компьютерных играх "льется кровь рекою" и человек перестал воспринимать смерть как великую трагедию, соблюдать все эти приметы многими из нас воспринимается не более как очередной "ужастик".

Ведь до сих пор не доказана достоверность, например, такого поверья, что если при копании могила осыпается - значит, скоро кто-то еще из рода усопшего умрет. Эта примета, скорее всего, была связана с периодом войн, когда наспех копались могилы, они, конечно, осыпались, если земля была сухая, а смерть следующего человека из рода была результатом очередных схваток за землю, эпидемии или еще каких-то катаклизмов. Да и продолжительность жизни в далекие времена, когда складывались легенды, обряды, мифы, была невысокой, особенно среди мужчин. Наши предки только и успевали хоронить своих близких - может, от этого и пошло данное суеверие об осыпающейся могиле.

Так же спорно поверье о лечебных свойствах горстях земли, взятых с 7 могил праведных людей, захороненных обязательно на разных кладбищах. Предки считали, что этим можно защититься от фобии, болезней, идущих от покойного, и просто эпидемий; а троекратное осыпание такой землицей животных спасало их от неминуемой гибели во времена повального падежа. Если и был эффект от такой манипуляции, то, скорее всего, он был связан с наличием у обсыпаемого человека или животного сильного иммунитета. По крайне мере, сейчас сколько не обмазывай больного, например, раком землею из семи могил, вряд ли он выздоровеет без помощи эскулапов.

Есть много суеверных примет, которые у научных атеистов вызывают лишь скептическую улыбку. Например, абсолютно необоснованно они воспринимают утверждение, что на месте захоронения, где покоится злой грешник, убийца, насильник или просто плохой человек, растут только колючие и жгучие растения: крапива, чертополох, верблюжьи колючки и прочие травы-вредители; а на могильном холме святого и праведника – только лилии с розами. Все это бездоказательно, т.к. если могилу даже великого святого не убирать, то она зарастет теми травами, которые имеются в округе.

Верить в существующие кладбищенские приметы или отрицать их – дело сугубо индивидуальное, но все-таки есть несколько строгих правил, которые обязаны соблюдать и убежденные атеисты, и научные деятели, и верующие.

Первое правило: нельзя с кладбища забирать цветы – это не только принесет беду, но и просто считается обыкновенным воровством и неуважением к памяти усопшего.

Второе правило: запрещается на погостах веселиться. Кто знает, может, покойники потом захотят отомстить этим невоспитанным гражданам. Тем более громко разговаривать, смеяться, включать музыку (не траурную) – это признак настоящего бескультурья.

Третье правило: ни в коем разе не стоит ломать чьи-то памятники, разрушать погосты – это уголовное дело, да и моральная травма родственникам усопшего, чью могилу разрушили. А их гнев обязательно передастся тому, кто это совершил.

Как итог: приметы у народов Земли разные, но уважительное и бережное отношение к местам захоронений у всех должно быть одинаково.